Как избежать ошибок в финансовом воспитании ребенка

10 ошибок финансового воспитания детей

1. Не давать карманных денег. Карманные деньги – это первый опыт самостоятельного обращения с финансами. Специалисты рекомендуют начинать выдавать ребёнку карманные деньги, когда ему исполнится 6-7 лет. Поначалу лучше давать ежедневно небольшие суммы, которых хватит лишь на какую-то мелочёвку. По мере взросления ребёнка стоит начинать давать ему больше денег, но с большей периодичностью. Кроме того, часть расходов на него также нужно передавать в его зону ответственности.

Например, даёшь 7-летнему ребёнку 50 рублей каждый день и позволяешь ему тратить их на свои «хотелки». Все остальные его нужды покрываешь сам (связь, проезд, питание и т.д.). Когда ему будет 10 лет, даёшь ему 1 000 рублей в неделю, но теперь ему нужно оплачивать самостоятельно, например, проезд. Постепенное увеличение периодов между выдачей денег научит ребёнка планировать свои траты на несколько дней вперёд. Кроме того, небольшие финансовые обязательства, вроде платы за мобильную связь или проезд, также будут способствовать развитию навыка эффективного планирования собственного бюджета.

2. Забирать на нужды семьи деньги, заработанные ребёнком. Многие подростки в 14-15 лет пытаются найти какие-нибудь подработки, на которых они могут получить свои первые зарплаты. Не стоит заставлять ребёнка отдавать эти деньги в семейный бюджет. Понятное дело, что ты лучше знаешь, как правильнее распорядиться этими деньгами, но позволь ребёнку принять самостоятельное решение о том, как распорядиться заработанным. Это его право. Твоё же право и обязанность заключается в том, чтобы объяснить ребёнку, что делиться с близкими – это хорошо, и поощрить ребёнка, в случае, если он, всё же, решит поделиться.

Когда ребёнок заработает свои первые деньги, стоит рассказать ему о базовых принципах инвестирования. Стоит предложить ему помощь в составлении собственного финансового плана. Например, ребёнок может начать откладывать определённую часть своих заработков на банковский депозит или брокерский счёт, чтобы в будущем он имел возможность потратить эти деньги на обучение, покупку жилья или на открытие собственного дела. Хотя, цели могут быть и менее значимыми, всё зависит от того, что именно ваш ребёнок хочет получить от финансового планирования и магии сложного процента.

Рассказывая об инвестиционных возможностях, обязательно укажи и на риски, которые свойственны тем или иным финансовым инструментам.

3. Использовать деньги, как средство манипуляции ребёнком. Не нужно с помощью денег «дрессировать» ребёнка. Карманные деньги предназначаются для того, чтобы научить ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами и заложить фундамент для обучения финансовой грамотности. Карманные деньги должны выдаваться с определённой периодичностью, и этот процесс не должен зависеть от эмоционального состояния родителей.

Можно составить свою систему поощрений и наказаний и обговорить её с ребёнком. Система должна быть прозрачной. Лишать ребёнка карманных денег стоит только за серьёзные проступки.

4. Считать тему денег запретной. Если в вашей семье разговоры о финансах вызывают чувство неловкости, а обсуждения семейного бюджета проходит в «закрытом формате», то вашему ребёнку сложно будет сформировать правильное представление о назначении денег. Из такого ребёнка может вырасти транжира, либо, наоборот, скряга.

Вы должны понимать, что обсуждение семейного бюджета – вполне естественный и важный процесс, в которого имеет смысл посвящать своего ребёнка. Безусловно, нет необходимости обсуждать с пятилетним ребёнком размер твоей зарплаты, но когда ребёнок пойдёт в школу, он должен иметь представление о том, откуда в семье появляются деньги, и на какие цели они расходуются. Это поможет заложить фундамент для его будущей финансовой грамотности.

5. Оценивать будущую профессию по зарплате. Некоторые профессии не приносят много денег. Но это вовсе не означает, что они менее важны. И если ребёнок хочет стать музыкантом или учителем – нужно уважать его выбор. Деньги, конечно, важны, но ещё более важной составляющей счастливой жизни является самореализация.

Периодически интересуйся у ребёнка о его планах на будущее. Кем он хочет быть? Чем его привлекает то или иное занятие?

Нужно, однако, понимать, что дети больше воспринимают поступки родителей, а не их слова. В этом смысле, важно быть примером для ребёнка. Если ты сам получаешь удовольствие от своей работы, ребёнок это оценит и, в будущем, его выбор будет более осознанным.

6. Контролировать траты ребёнка. Позволь ребёнку тратить деньги так, как он посчитает нужным. Пусть даже он будет тратить их на всякую ерунду. Ведь если ты указываешь ему, на что следует тратить деньги, а на что – нет, то получается, что деньги принадлежат ребёнку только формально, а распоряжаешься ими, всё равно, ты. Такой излишний контроль будет развивать у ребёнка неуверенность и боязнь совершения ошибок.

Рекомендуется принимать выбор ребёнка, даже если ты точно знаешь, что то, как он решил поступить с деньгами – далеко не лучшее им применение. Первый опыт обращения с деньгами почти всегда будет связан с необдуманными и ненужными тратами. И это нормально, и, более того, полезно. На этих ошибках ребёнок научится сопоставлять свои желания со своими возможностями.

7. Не интересоваться тратами ребёнка. Хотя в предыдущем пункте я рекомендовал не проявлять излишний контроль над тратами ребёнка, не стоит при этом вовсе не интересоваться ими. Ребёнок должен понимать, что он всегда может посоветоваться с родителями и получить полезные рекомендации, но не осуждение. Стань для своего ребёнка наставником в мире финансов и помогай ему осваивать этот мир.

Объясни ребёнку базовые правила обращения с деньгами. Например, раскажи о том, что не стоит носить с собой большие суммы денег, или о том, что не стоит играть в азартные игры на деньги. Если ребёнок мечтает о дорогой игрушке, расскажи, как он сможет накопить на неё.

8. Переоценивать роль денег в жизни. Деньги – это, безусловно, хорошо. Однако, это не самое главное в жизни. Следует объяснить ребёнку, что деньги – это всего лишь один из инструментов достижения целей, но никак ни сама цель. Объясни, что деньги не могут сделать человека всемогущим. Важно объяснить ребёнку, что отношение к людям не должно зависеть от их финансового благополучия.

С самого раннего детства прививай ребёнку уважение к нематериальным ценностям – любви, дружбе, доброте и красоте. Объясни, что нужно помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Прививай любовь к животным и природе. В воспитании этих качеств тебе смогут здорово помочь правильные книги и фильмы.

9. Оплачивать помощь по хозяйству. Платить ребёнку за помощь по хозяйству – это не лучшая идея, хотя, на первый взгляд, может таковой показаться. Казалось бы – ребёнок получает навыки заработка денег, а ты – помощника по бытовым вопросам. Коварность такого подхода состоит в том, что ребёнок просто-напросто, в конечном итоге, может отказаться помогать вам бесплатно. И это неправильно. В семье у каждого члена семьи должны быть свои обязанности. Родителям ведь никто не платит за стирку, готовку и уборку, так почему же ребёнок должен получать за это деньги?!

Однако, стоит иногда поощрять ребёнка, если он периодически оказывает вам хорошую помощь в бытовых вопросах. В качестве поощрения могут выступать как деньги, так и нематериальные ценности, в виде каких-либо привилегий.

10. Платить за хорошие оценки. Как и помощь по хозяйству, получение знаний – это обязанность школьника. И учиться он должен не ради оценок, и, тем более, не ради получения денег за хорошие оценки, а ради получения знаний, которые помогут ему в будущем. Конечно, не факт, что школа даст ему необходимые знания, но это уже тема другой статьи.

Как и в случае с помощью по хозяйству, здесь оплату можно заменить на поощрение. Например, иногда делать подарки за хорошую успеваемость по итогам четверти, полугодия или года.


8. Переоценивать роль денег в жизни. Деньги – это, безусловно, хорошо. Однако, это не самое главное в жизни. Следует объяснить ребёнку, что деньги – это всего лишь один из инструментов достижения целей, но никак ни сама цель. Объясни, что деньги не могут сделать человека всемогущим. Важно объяснить ребёнку, что отношение к людям не должно зависеть от их финансового благополучия.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Финансовое воспитание детей: 10 основных ошибок

Продолжим тему дети и деньги и поговорим про финансовое воспитание детей. Из этой публикации вы узнаете о 10 наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, обучая своих детей обращению с деньгами.

Сразу же хочу акцентировать внимание на необходимости с ранних лет воспитывать у ребенка правильное отношение к деньгам. Ведь сегодня очень многие жизненные процессы находятся в прямой зависимости от состояния личных финансов, а финансовая грамотность — это та наука, которой не учат в школах и других учебных заведениях. Поэтому финансовое воспитание ребенка полностью ложится на плечи родителей. Именно они должны сделать так, чтобы их ребенок вырос человеком, способным создавать себе источники доходов и контролировать свои расходы, умеющим грамотно пользоваться банковскими услугами и управлять личными финансами.

Итак, рассмотрим основные ошибки финансового воспитания детей, которые, к сожалению, допускают очень многие родители.

Ошибка №1 . Покупать все, что ребенок попросит. Грубейшая и очень распространенная ошибка родителей. Такое потакание однозначно навредит развитию ребенка как в финансовом плане, так и в целом. Ребенок не будет адекватно воспринимать ценность денег, он привыкнет к тому, что у него есть все, что ему надо, без каких-либо усилий с его стороны, будет считать, что это нормальное положение вещей.

Если вдруг, по каким-то причинам, в один прекрасный момент вы откажете ребенку, он сразу же воспримет это в штыки. Реакция может быть самой разной: от демонстрации своего пренебрежения до агрессивного поведения. То есть, подобная ошибка финансового воспитания оказывает свое негативное влияние и в психологическом плане.

В дальнейшем же из такого ребенка может вырасти человек, сильно злоупотребляющий кредитами, ведь ему необходимо будет иметь все, что он хочет. А поскольку доходов вряд ли будет хватать для покрытия всех аппетитов, то не долог шанс угодить в финансовую яму.

Ошибка №2 . Покупать ребенку только дешевые и некачественные вещи, игрушки. Можно сказать, что эта ошибка прямо противоположна первой. Если постоянно обделять ребенка, жестко экономить на нем, это приведет к не менее негативному эффекту, чем безоговорочное выполнение всех его просьб. Такая позиция воспитывает в детях психологию бедности и неуверенность в себе, тогда как необходимо стремиться, наоборот, выработать у ребенка психологию успеха.

Если родители сами не смогли достичь финансового успеха, и, к тому же, экономят на ребенке, он наверняка пойдет по их стопам: вырастет пассивным человеком, не имеющим жизненных целей, который будет тихо «плыть по течению» без желания что-либо изменить в лучшую сторону.

Ошибка №3 . Не давать ребенку карманные деньги. Эта ошибка финансового воспитания продолжает предыдущую. Если не давать ребенку карманные деньги, он будет чувствовать себя обделенным в сравнении с другими детьми, и у него будет развиваться комплекс неполноценности.

Ошибка №4 . Формировать у ребенка мнение, что деньги — это зло. Так часто поступают родители, которые сами испытывают постоянные проблемы с личными финансами. Категорически не допустимо объяснять свою невозможность тратить деньги на ребенка тем, что деньги — это ужасное зло, все богатые люди — злодеи, и лучше быть бедным, но честным и с чистой душой.

Вместо этого необходимо прививать ребенку мысль, что его финансовое благополучие в его руках, и у него есть возможность достичь того, чего не смогли достичь родители. Что низкий уровень трат является следствием низкого уровня доходов, и, чтобы исправить эту ситуацию, нужно уметь ставить перед собой финансовые цели и стремиться к их достижению.

Ошибка №5 . Оплачивать ребенку выполнение обязанностей по дому и успеваемость. Многие родители считают, что плата за хорошие оценки и помощь по хозяйству отлично мотивирует ребенка хорошо учиться и помогать по дому. В нормальной семье каждый ее член стремится внести свой вклад в общее семейное благополучие, и делает это не за деньги, а из-за любви и желания помочь своей семье — именно такую точку зрения необходимо с детства прививать ребенку. Что же касается учебы в школе — тут ребенок должен понимать, что хорошая успеваемость — вклад в его будущее, в том числе и финансовое: возможность бесплатно поступить в институт, найти хорошую работу. То есть, нужно хорошо учиться сейчас, чтобы хорошо зарабатывать потом — вот такой должна быть мотивация.

Читайте также:  Какую шубу выбрать брюнеткам

Если родители будут оплачивать своему ребенку каждый шаг, это опасно еще и тем, что ребенок, видя свою возможность заработать, просто будет отказываться делать что-либо без оплаты или начнет поднимать «таксу».

Конечно же, определенные поощрения должны присутствовать, но они должны быть нечастыми (иначе просто потеряют свою ценность) и лучше — неденежными. Например, за хорошее окончание учебного года можно сходить с ребенком в парк аттракционов, а за чистую комнату — похвалить и купить, к примеру, мороженное.

Ошибка №6 . Запрещать ребенку зарабатывать деньги. Уже в подростковом возрасте многие дети начинают стремиться что-то заработать самостоятельно. Такое желание должно встречать только одобрение и всяческую помощь, например, консультационную или физическую. Конечно же, при этом необходимо следить за тем, чтобы такой заработок не был опасен.

Начав самостоятельно зарабатывать, ребенок поймет, как достаются деньги, и научится их ценить. Тратить самостоятельно заработанное и то, что дали родители — это две большие разницы, поэтому заработки будут способствовать и развитию бережного отношения к деньгам, навыков планирования личных финансов.

Ошибка №7 . Затягивать начало самостоятельной финансовой практики ребенка. Еще одна распространенная ошибка финансового воспитания детей заключается в том, что родители слишком поздно начинают давать ребенку деньги, и получается, что ребенок отстает в своем финансовом развитии.

Лучше всего приобщать детей к обращению с деньгами с того момента, когда они научатся считать, а давать карманные деньги — например, с начала посещения школы.

Ошибка №8 . Отстранять ребенка от финансовой ответственности. Если ребенок не будет чувствовать свою ответственность за доверенные ему финансовые средства, это перерастет в низкий уровень финансовой дисциплины во взрослой жизни.

Поэтому, к примеру, если ребенок потерял или потратил раньше времени карманные деньги, не нужно сразу же восполнять ему эту трату: он должен понимать, что относиться к деньгам необходимо бережно, распределяя имеющуюся в распоряжении сумму на определенный период времени. Это также будет способствовать формированию навыков планирования личного бюджета.

Ошибка №9 . Подвергать расходы ребенка тотальному контролю. Такой подход полностью лишает ребенка самостоятельности в принятии финансовых решений. Необходимо, чтобы он сам думал и принимал решения, как потратить выделенные ему карманные деньги, а тем более — заработанные самостоятельно. Родители могут лишь советовать и консультировать ребенка в части его финансовых трат, но окончательное решение должно всегда оставаться за ним.

Конечно же, речь не идет о случаях трат на что-либо запрещенное (сигареты, выпивка и т.д.).

Ошибка №10 . Самим не следовать тому, чему учите ребенка. Дети склонны все повторять за своими родителями, поэтому, что бы родители не говорили ребенку, первоочередное значение для него всегда будут иметь не их слова, а их действия. Таким образом, слова не должны расходиться с действиями, а сами действия финансового характера всегда должны служить достойным примером подрастающему поколению.

Это были 10 основных ошибок в финансовом воспитании ребенка. Помните, что финансовая грамотность детей — это то необходимое качество, формирование которого зависит, прежде всего, от родителей, и которое будет являться хорошим залогом финансового успеха во взрослой жизни.

На этом все. Присоединяйтесь к числу постоянных читателей сайта Финансовый гений и учитесь грамотно и эффективно использовать личные финансы. А все интересующие вопросы вы всегда можете задать в комментариях или на форуме. До новых встреч!

Если родители сами не смогли достичь финансового успеха, и, к тому же, экономят на ребенке, он наверняка пойдет по их стопам: вырастет пассивным человеком, не имеющим жизненных целей, который будет тихо «плыть по течению» без желания что-либо изменить в лучшую сторону.

Как избежать ошибок в финансовом воспитании детей?

Идеальные родители существуют только в сказках, в реальности же все совершают ошибки в воспитании и многие из них могут сказаться на будущем ребенка. При этом важно понимать, что нельзя научить ребенка тому, чего не понимаешь сам и в этом нет ничего страшного, ведь можно учиться вместе. В семье происходит первичное формирование отношения к близким, к учебе, к религии, к деньгам. Поэтому так важно научить ребенка всему, в том числе и финансовой грамотности.Самые распространённые ошибки родителей в финансовом воспитании детей:

1. Скрывать от ребенка наличие финансовых проблем в семье. Это частая ситуация в неполных семьях, где родитель старается дать ребенку все, что есть у других и возможно больше. Мама (папа) берет все на себя, работает на двух работах, экономит на себе, лишь у ребенка все было. Но такая стратегия может привести к тому, что из ребенка вырастет эгоист, ведь все что делает родитель, делается для него. 2. Прививать ребенка психологию бедных. Другими словами, постоянно повторять «у нас нет на это денег». Если сейчас семья находится в финансовом затруднении, то нет ничего плохо, чтобы донести до ребенка эту информацию, например, рассказать о том, что сейчас родители выплачивают ипотеку и поэтому придется экономить. Достаточно объяснить ситуацию единожды, а не создавать внутри семьи стереотип мышления бедных людей. 3. Манипуляции ребенком. Каждый родитель понимает, что в финансовом плане ребенок зависим от него, но случаются ситуации, когда это становится поводом для манипуляции ребенком. Нередко звучат фразы по типу «Если не сделаешь так как я тебя прошу, то не получишь карманных денег», «Хочешь что-то – зарабатывай сам». В итоге ребенок может в дальнейшем отказываться от помощи родителей и стараться ни в чем от них не зависеть. Отказаться от образования и пойти работать. 4. Потакание желаниям ребенка. Не стоит выполнять каждую просьбу ребенка, когда речь идет о покупке различных игрушек, вещей, гаджетов, даже если семья может себе это позволить. Со временем ребенок перестанет ценить такие подарки, перенасытиться ими. Хорошо, когда подарок дарят на праздник или он несет в себе напоминание о важном моменте, такие вещи станут ребенку дороги, потому что они несут в себе воспоминание и приятные эмоции. 5. Все для ребенка. Бывают ситуации, когда родители сами выросли в семьях, где были финансовые проблемы, но при этом стали успешными в жизни. Часто такие родители стараются дать ребенку все, чего не могли иметь в детстве. Даже когда ребенок уже вырастает, они не перестают давать карманные деньги. В будущем такой ребенок начинает понимать, что чтобы не случилось, родители помогут, из-за этого и пропадает смысл финансово развиваться. 6. Ожидать от ребенка отдачу.

Родители вкладывают инвестиции в ребенка, оплачивают репетиров, обучение в ВУЗах, кружки, секции. В свою очередь требуют от ребенка успехов, порой, не обращая внимания на то, что ему это не по душе. Чтобы не огорчать родителей ребенок сначала занимается тем, что ему не нравится, поступает на профессию, которую выбрали родители, делает, так как сказали, чтобы не разочаровать. В конечном итоге получается взрослый, который не имеет своего мнения, работает на нелюбимой работе и в целом не счастлив.

Чтобы научить ребенка правильно распоряжаться денежными средствами и уметь ценить то, что заработал можно использовать различные игры, вроде монополии. Ребенку необходимо объяснить, что такое деньги и для чего они необходимы. Стоит рассказать о том, что деньги выполняют функции обмена, когда за свои умения, знания, навыки люди получают оплату. Можно вместе с ребенком подумать, чем бы он хотел заниматься в жизни, чтобы это приносило не только удовольствие, но и доход.

Еще одна хорошая идея – планировать семейный бюджет всей семьей, привлекая и детей. Это позволит заложить основы правильного расхода денежных средств, и когда ребенок начнет жить самостоятельно он не растеряется. Также важной основой для будущего будет умение откладывать часть доходов, умение оплачивать и рассчитывать коммунальные услуги.

Лучший способ научить ребенка финансовой грамотности это показать на своем примере, как нужно действовать. Доказано, что ранее обучение навыкам финансовой грамотности приводит к серьезному отношению к деньгам, что делает человека успешнее и помогает стать финансово-обеспеченным.

Чтобы научить ребенка правильно распоряжаться денежными средствами и уметь ценить то, что заработал можно использовать различные игры, вроде монополии. Ребенку необходимо объяснить, что такое деньги и для чего они необходимы. Стоит рассказать о том, что деньги выполняют функции обмена, когда за свои умения, знания, навыки люди получают оплату. Можно вместе с ребенком подумать, чем бы он хотел заниматься в жизни, чтобы это приносило не только удовольствие, но и доход.

4. Подмена ценностей

Когда ребенка заваливают игрушками, подарками, деньгами, он в итоге приходит к выводу, что все в этой жизни замыкается только на материальных ценностях. И любовь родителей он будет оценивать так же: если подарили ноутбук последней модели, значит — любят, отказали, значит — нет. Окружающих людей такие дети тоже рассматривают с позиции «богатый-бедный». Настоящих друзей им найти довольно трудно, ведь рассматривая только материальные блага, и не умея ценить моральные достоинства, само понятие настоящей дружбы им не доступно. Так же они оценивают и себя.

В итоге, вырастая, такой человек становится пленником своих комплексов: за собственные моральные качества он любить себя не умеет, а материально его жизнь становится похожа на бесконечную гонку за все более дорогими вещами. И невозможность «объять необъятное» ведет к уязвимости и депрессии.

Выход: Необходимо объяснить ребенку, что хоть финансовая независимость и достаток – это хорошо, но это не гарантия безнаказанности, безграничных возможностей или личного счастья. И отношения с людьми должны строиться не только исходя из их материального достатка. А ключ к успеху – не всегда в количестве денег.

Когда ребенка заваливают игрушками, подарками, деньгами, он в итоге приходит к выводу, что все в этой жизни замыкается только на материальных ценностях. И любовь родителей он будет оценивать так же: если подарили ноутбук последней модели, значит — любят, отказали, значит — нет. Окружающих людей такие дети тоже рассматривают с позиции «богатый-бедный». Настоящих друзей им найти довольно трудно, ведь рассматривая только материальные блага, и не умея ценить моральные достоинства, само понятие настоящей дружбы им не доступно. Так же они оценивают и себя.

Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой




Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

10 главных ошибок финансового воспитания

Всем родителям хочется, чтобы их дети росли счастливыми, здоровыми и успешными людьми. И, конечно, рано или поздно взрослые задумываются, как привить ребенку основы финансовой грамотности, как познакомить его с миром денег правильно. Чтобы дети в будущем умело обращались с деньгами, не считали их злом и умело с ними обращались, необходимо избегать 10 главных ошибок в финансовом воспитании.

1) Запретная тема.

Во многих семьях тема денег является запретной, она не обсуждается с детьми ни при каких обстоятельствах. Но, как же тогда ребенок поймет, как планировать свой бюджет в будущем? Почему не стоит спускать все подаренные деньги на сладости или игрушки? Чтобы в будущем у ребенка не было проблем с деньгами, стоит с малых лет объяснять ему основные законы денег, показывать, как формируется семейный бюджет, знакомить его со статьями расходов и доходов. Только на примере взрослых малыш научиться обращаться с деньгами.

2) Не выдавать карманные деньги.

В некоторых семьях не принято выдавать карманные деньги. Взрослые думают, если они приобретают для своего чада все необходимое, то он не нуждается в каких-то еще дополнительных деньгах. Но гораздо разумнее будет выдавать каждый месяц ребенку пусть небольшую, но фиксированную сумму денег. Пусть он, например, оплачивает с этих денег свой проезд до школы или покупает мелкие канцелярские товары, а остальную сумму учится распределять.

Распределение карманных денег является уроком для будущей взрослой жизни. Важно объяснять малышу, что одну часть денег ему придется тратить на обязательные расходы, другую часть необходимо откладывать, пускать в накопления. Третью денежную долю детка может потратить на благотворительность или подарки для своих близких к каким-либо праздникам. И, наконец, четвертую часть денег он волен тратить так, как ему заблагорассудится.

Читайте также:  Компрессионная одежда для тренировок: описание с фото, модели, отзывы

3) Тотальный контроль за детскими тратами.

Как только у ребенка появляются карманные или подаренные деньги, некоторые взрослые сразу же начинают диктовать ему строгие правила, куда детка должен их потратить. Конечно, обсудить с ребенком список запрещенных покупок стоит, но полностью контролировать детские траты будет большой ошибкой. Малыш должен с малого возраста учить обращаться с деньгами, а если он не приобретет опыт в этом вопросе, то так и не научится распределять деньги в будущем. Кроме того, свои деньги он волен потратить на то, что ему хочется всей душой, а не на одежду или книги, которые заставят его приобрести родители.

4) Финансовая вседозволенность.

Не лучше вариант, когда взрослые решают пустить вопрос финансового воспитания ребенка на самотек. Если ребенку выдается слишком много денег, абсолютно не контролируется, как и на что он их тратит, то это приводит к плачевным результатам. Ребенок не будет ценить деньги, если их количество не будет регулироваться. Учите чадо дружить с финансами, объясняйте непонятные вопросы доступным языком, отвечайте на вопросы, если они появляются, а не отмахивайтесь от них.

5) Оплачивать учебу.

Прекрасно если взрослые оплачивают ребенку дополнительные курсы по английскому языку или спортивные секции. Но, когда родители решают платить детке за каждую оценку, то это приводит к негативным последствиям. В первую очередь ребенок учится в школе для самого себя, для того, чтобы у него были знания, а не для того, чтобы получить деньги от родителей.

6) Платить за помощь по дому.

Помощь по дому также является общим делом всей семьи. Маме ведь никто не платить за то, что она готовит вкусный обед, содержит дом в чистоте и уюте? Поэтому дела домашние должны распределяться между домочадцами по мере их сил и возможностей. Важно не приказывать ребенку что-либо делать по дому, а просить его в вежливой форме о помощи, а затем обязательно благодарить за его усилия. А, вот платить ребенку за то, что он, например, прополет грядки у соседки, возьмет на себя обязанность выгуливать соседскую собаку – можно и даже нужно.

7) Деньги важнее всего!

Не стоит также говорить ребенку, что деньги являются самым главным в жизни любого человека. Деньги безусловно имеют большое значение в жизни человека, с их помощь можно обеспечить себе и своим близким комфортную жизнь, но они не являются самым главным в жизни человека. По количеству денег и размеру кошелька нельзя оценивать других людей, куда важнее их личностные качества.

8) Отбирать детские деньги.

Никогда и не при каких обстоятельствах нельзя отбирать у ребенка деньги. Если детка совершил ошибки, бездумно потратил деньги или потерял их, то пусть он извлечет из этой неприятной ситуации опыт. Негативный опыт, приобретенный в детстве, позволит ребенку избежать многих проблем, когда он станет взрослым. Лишить его в наказание карманных денег – будет жестоко, такой шаг посеет в нем сомнения и страхи делать ошибки в будущем.

9) Выбирать ребенку денежную профессию.

Не стоит также заставлять ребенка руководствоваться лишь денежной составляющей, выбирая профессию. Важно уважать выбор ребенка, потому что любая профессия, которая будет человеку по душе, способна приносить хороший доход. Достаток не зависит от того, какую профессию себе выберет ваше чадо.

10) Манипулировать при помощи денег.

Запомните раз и навсегда, что деньги — это прекрасный инструмент, с помощью которого человек может сделать свою жизнь комфортной. Не надо с самого детства формировать у ребенка негативное отношение к деньгам. Не стоит все время повторять, что «деньги – это зло», «все богатые люди воры». Не надо также использовать деньги, как средство манипуляции чадом. Если ребенок плохо себя ведет – это не повод лишать его карманных денег.

Обучая детей финансовой грамотности, многие взрослые могут и сами подтянуть свои знания, а также устранить пробелы в знаниях. Прививайте ребенку с малых лет правильное отношение к деньгам, чтобы в будущем он не боялся их, а вел с ними крепкую и умелую дружбу.

Прекрасно если взрослые оплачивают ребенку дополнительные курсы по английскому языку или спортивные секции. Но, когда родители решают платить детке за каждую оценку, то это приводит к негативным последствиям. В первую очередь ребенок учится в школе для самого себя, для того, чтобы у него были знания, а не для того, чтобы получить деньги от родителей.

Консультация «Дети и деньги — 5 ошибок финансового воспитания»

Анна Анчукова
Консультация «Дети и деньги — 5 ошибок финансового воспитания»

ОШИБКА № 1. СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ ЗАПРЕТНОЙ ТЕМОЙ

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат – вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете – это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

ОШИБКА №2. НЕ ДАВАТЬ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

Собственные деньги – ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6–7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно,чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком,станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

ОШИБКА № 3. КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ ДЕТСКИЕ ТРАТЫ

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку,вами движут исключительно благие намерения: деньги – это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

ОШИБКА № 4. ПУСКАТЬ ВСЕ НА САМОТЕК

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила,касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

ОШИБКА № 5. ПЛАТИТЬ ЗА ХОРОШИЕ ОЦЕНКИ

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника – учиться!

Совет.Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

Консультация «Детское воровство — это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании» «Детское воровство — это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании» Наиболее частые причины детского воровства психологи.

Поучительная сказка «Мишка и деньги» «Мишка и деньги». О том, как правильно деньгами распоряжаться, чтобы дело не пострадало Прибыль от торговли в магазине получилась большая,.

Консультация для родителей «10 основных ошибок в воспитании детей» Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают.

«Деньги в нашей жизни». Интегрированный урок истории и обществознания Тема урока «Деньги в нашей жизни». (слайд 1) Цель: Ход урока: 1. Организационный момент. Слайд 2 : И Д Ь Н Е Г Составим слово, без которого.

Конспект НОД по ФКЦМ «Что такое деньги?» Конспект По ФКЦМ В подготовительной к школе группе «Что такое деньги?» Воспитателя Шугаевой Марии Олеговны Дата проведения занятия.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Несколько ошибок летнего отдыха НЕСКОЛЬКО ОШИБОК ЛЕТНЕГО ОТДЫХА 1. Адаптация к новому климату у ребенка занимает 7-10 дней, поэтому бессмысленно ехать с ним на отдых в.

Успешная адаптация к детскому саду. Как избежать ошибок? Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях: 1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми.

Устранение грамматических ошибок у детей дошкольного возраста Уважаемые родители! Повседневно общаясь с детьми, вы сталкиваетесь с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это могут быть:.

Занятие в форме квеста «Что такое деньги?» Цель: Знакомство детей с экономическим понятием «деньги»; дать понятие о купюры и монетаи; познакомить детей с деньгами разных стран и деньгами.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Формируйте ответственность за свои финансовые траты

Выделяя детям средства на карманные расходы, даря деньги на праздники, родители должны объяснять, как ими можно распорядиться и что будет, если сразу потратить всю сумму. При этом нельзя давить на ребенка, запрещать ему принимать те или иные финансовые решения. Он должен самостоятельно расставлять приоритеты, учитывая объективные потребности и имеющийся бюджет. Даже если малыш допустит ошибку, не нужно за это наказывать или морально «гнобить». Лучше совместно разобрать по деталям происшедшее, сделать акценты на неверно принятых решениях и ненавязчиво объяснить, как могла развиваться ситуация, если бы он поступил иначе.

Почему, когда нефть дешевеет, бензин дорожает?

Почему бензин в России не дешевеет?

Почему, когда нефть дешевеет, бензин дорожает?

Содержание

Менее активные, ведомые и меланхоличные дети, которые не ощущают себя любимыми и нужными, поскольку не чувствуют эмоциональной поддержки родителей, просто не знают, чего желать. Ребята уходят в себя, прячутся, словно в раковину. И как бы ни старались бедные родители увлечь ребенка, засыпая его подарками, выманить его из «раковины» не получается. Он принимает подарки как должное, без особой радости. Потому что по своему небольшому, но горькому опыту он знает, что родительского внимания он всё равно не получит. Зачем тогда вообще о чем-то мечтать? Так думает малыш.

Финансовое воспитание детей

Деньги, кроме исполнения чисто финансовых функций (мера стоимости, средство оборота, платежа, накопления), являются также фактором формирования психики человека в выживании, существовании, удовлетворенности, восседании на той или иной общественной ступени и т.д.

Исследования свидетельствуют о том, что люди дольше сохраняют здоровье, остаются более уравновешенными психически, а также крепкими физически, имея возможность не отказывать себе в удовольствии тратить деньги. У личностей, вынужденных ограничить себе в этом, развивается пессимистичность. Попадая в условия безденежья, нужды даже в питании, – их психика начинает деградировать.

Актуальность финансового воспитания состоит в том, что «правильно» сформированное отношение к деньгам у детей существенно влияет на процесс их экономической социализации и формирования фундамента «психического здоровья».

Родители часто нивелируют проблему финансового воспитания ребенка. Этот вопрос чаще всего или замалчивается (поскольку ребенок еще слишком мал, чтобы распоряжаться деньгами), или же родители формируют неверное отношение ребенка к деньгам.

Негативно окрашенные отзывы родителей относительно денег, якобы «все богатые – жулики», «деньги – причина всех бедствий», формируют неправильное восприятие этой категории.

деньги

Деньги – это реалия, которую не следует утаивать от детей. Ребенок должен знать, как их зарабатывают родители, а как тратят. Следовательно, у него формируется собственное мировоззрение относительно того, на что стоит или не стоит тратить деньги, как их экономить, сберегать, каким путем формировать доход и пр.

Воспитательный процесс отношения к деньгам следует начинать с того момента, когда ребенок учится различать купюры разного номинала. Отвечая на вопросы ребенка, необходимо давать только правдивую информацию. Если семья претерпевает некоторые материальные трудности – не следует скрывать их от ребенка, а рассказать о них и объяснить, почему возникла такая ситуация и как родители намерены с ней бороться.

Не следует также забывать, что родители являются основным эталоном, влияющим на ребенка в восприятии денег. Поэтому именно на последних возлагается ответственность за правильную и обоснованную подачу этой экономической категории своим воспитанникам.

Читайте также:  Диета Инны Воловичевой, фантастика или реальность?

В общем, финансовое воспитание сводится не только к разговорам, но и к реальным действиям. Доверие ребенку денег в том возрасте, когда он уже умеет считать – это один из наилучших способов привить ему такое желание.

Разговаривая с детьми относительно будущей покупки, квартплаты, коммунальных услуг, обговаривая с ним финансовые стороны отдыха, развлечений, родители, тем самым, создают для них возможность научиться накапливать, тратить, рассчитывать деньги. Также можно определить обязанность ребенка, например, покупать продукты питания. Благодаря этому, ребенок научится считать, правильно формулировать обращение к продавцу, формировать финансовую бережность.

Важно также объяснить ребенку, что существует нечто такое, что невозможно купить за деньги, например, честь, достоинство, любовь, ум.

Когда ребенок идет в школу, перед родителями возникает вопрос целесообразности доверия ему карманных денег. Последние нужны хотя бы для того, чтобы удовлетворить нужды, не всегда предвиденные взрослыми. В то же время, их количество не может определяться отношением к доходу родителей, а, скорее, должно базироваться на объективных потребностях ребенка.

Выделяя деньги на карманные расходы, взрослым следует разрешать принимать детям самостоятельные решения относительно распоряжения ими. В то же время нужно помнить, что ребенку следует объяснить, к примеру, что все деньги не следует тратить на сладости, их можно накапливать, например, для покупки интересной книги.

Родители могут помочь ребенку определить некоторую цель, то есть вещь, которую он желает приобрести, тем самым мотивируя к откладыванию денег. При этом важно не подталкивать к покупке слишком дорогих вещей, поскольку далекие перспективы снижают интерес ребенка.

Также важно давать ребенку деньги не на один день, а, например, на неделю, с постепенным увеличением этого периода. Благодаря этому, ребенок научится планировать свои средства на будущее. Если же ребенок сразу потратит выделенные родителями на всю неделю деньги, – важно больше не давать их до начала следующей недели. Это должно воспитать его ответственность за свои финансовые поступки.

Чтобы избежать конфликтов, всем членам семьи следует знать правила распределения денег. Детям необходимо понимать, принадлежат ли эти деньги им по праву, или же благодаря их послушности, хорошо выполненной работе, успехам в учебе.

Иногда родители намереваются покупать оценки или работу по дому у собственных детей. Но, как известно, вознаграждение за то, что люди и так делают с удовольствием, способствует уменьшению их внутренней мотивации. А значит у детей со временем исчезнет желание учиться или работать бесплатно.

Еще один важный момент финансового воспитания ребенка состоит в том, чтобы не следовать всем его материальным прихотям, поскольку, воспитываясь в такой среде, ребенок растет эгоистом, не способным самостоятельно зарабатывать деньги. Балованные подарками и деньгами дети сживаются с мыслью, что все на свете оценивается лишь материальными критериями.

Следовательно, позволяя ребенку принимать самостоятельные решения относительно распоряжения карманными деньгами, помогая ему в затруднительных для него финансовых ситуациях, обсуждая вопросы семейного бюджета, возлагая на него ответственность за собственные финансовые действия, мы формируем гармоничную личность. При этом, ребенок должен четко усвоить, что деньги – это всего лишь экономическая категория, а не духовная потребность.

Негативно окрашенные отзывы родителей относительно денег, якобы «все богатые – жулики», «деньги – причина всех бедствий», формируют неправильное восприятие этой категории.

Не внушаем, что за деньгами стоит труд

Бывает, что, когда родители дают детям карманные деньги, они не объясняют, что эти купюры и монеты — результат труда.

Говорите ребёнку, что за деньгами стоит физический и/или интеллектуальный труд. Можно проводить историческую аналогию: когда финансовых отношений между людьми ещё не было, существовал натуральный обмен. Скажем, рыбак в обмен на улов получал овощи от земледельцев. Это может звучать юмористически, но действительно полезно проводить аналогии между трудом и вознаграждением древних людей и трудом людей современных. По мере взросления ребёнка эмоциональная, игровая часть финансового ликбеза будет отходить на второй план. Речь будет идти уже не о яблоках, палочках и охотниках, но о вещах, которые актуальны для ребёнка в его возрасте.

Если у ребёнка не сформируется понимание того, что деньги не просто бумажка, а результат труда, он начинает растрачивать деньги родителей, не понимая, какие эмоции при этом те могут испытывать. В будущем, когда ребёнок, не осознающий стоимость денег, вырастет и пойдёт работать сам, он может столкнуться с рядом трудностей.

Если у ребёнка не сформируется понимание того, что деньги не просто бумажка, а результат труда, он начинает растрачивать деньги родителей, не понимая, какие эмоции при этом те могут испытывать. В будущем, когда ребёнок, не осознающий стоимость денег, вырастет и пойдёт работать сам, он может столкнуться с рядом трудностей.

Правило № 3. Говорите о деньгах открыто, принимайте решения вместе

Часто и среди финансово образованных родителей остаются те, кто не рассказывает детям о деньгах и ограждает их от обсуждения финансовых вопросов семьи. Мол, «ещё рано», «не хотим испортить». Однако это большая ошибка, ведь без диалога с родителем ребёнок не сможет правильно понять, откуда берутся деньги, как и на что их тратят.

Напротив, есть смысл даже маленьким детям рассказывать в общих чертах о том, кто в семье зарабатывает, что такое работа, чем там занимаются взрослые. Если мама сидит дома в декрете, можно рассказать, что это достойное занятие — забота о воспитании детей. Получится реальный разговор о том, что происходит в семье.

Обсуждайте деньги всей семьёй — бывает, что это превращается во взаимное воспитание. Дети иногда лучше знают, как пользоваться разными онлайн-сервисами и приложениями, а у бабушек и дедушек больше жизненного опыта — они могут дать практический совет по оптимизации бюджета. Так вы сможете не только повысить уровень финансовой грамотности, но и дополнительно сплотить семью.

И, конечно, желательно говорить не только о доходах, но и совместно планировать расходы, обсуждать бюджет, сравнивать возможности сбережений или инвестиций. Всё это вместе взятое и есть фундамент грамотного финансового поведения. А о разных банковских продуктах, кредитах, депозитах ребёнок может узнать и потом.

Как нельзя. Когда вы обсуждаете предстоящие покупки, не стоит говорить «Денег нет». Эту фразу ребёнок может воспринять как сигнал того, что «выхода нет» или даже как синоним катастрофы. Это вызовет ненужный стресс.

Как лучше. Даже если в семье временные финансовые трудности, ребёнок заслуживает внятных объяснений, почему с желанной покупкой нужно подождать. Кроме того, в зависимости от возраста можно предложить разные варианты, как накопить или заработать на желаемое.

Некоторые родители стараются уберечь детей от финансовых ошибок. Например, боятся отпускать их одних в магазин. Часто родители настаивают на том, чтобы карманные деньги ребёнка были у них «на виду» — из опасения, что тот может их нерационально потратить или даже потерять. По сути, дети не контролируют их собственные — как им говорят — денежные средства.

5. Не мотивировать деньгами отказ от вредных привычек у подростков

Эту идею можно перевести во взрослую жизнь: представьте, что вам будут платить за то, чтобы вы не курили. Это сработает? Вы не будете курить не потому, что это вредно и плохо и вы сами этого не хотите, а потому, что вам за это платят? Конечно, нет! При отказе от вредных привычек важна исключительно внутренняя мотивация. Человек должен понимать, почему от чего-то стоит отказаться, и причиной отказа не может быть денежное вознаграждение.

В средней школе ребёнку уже можно объяснить, почему вообще сочинялись такие сказки. Их придумывал народ, а люди тогда жили бедно и плохо. При этом богачи считались эксплуататорами, то есть были отрицательными героями, которые несправедливо получили своё богатство. Поэтому сказки сочинялись исходя из той текущей жизни простых крестьян: «Вот мы сидим, последнюю репу доедаем, а как было бы классно, чтобы приплыла щука и исполнила все наши желания!» Это просто фольклор, и он не имеет отношения к нашей современной жизни. Сейчас мы живём в обществе, где хорошо настроены социальные лифты, где нужно стараться, работать, развиваться — и можно добиться успеха, даже будучи выходцем из очень бедной семьи. Вот об этом и нужно рассказывать детям, ориентировать их на получение знаний, на успешную работу.

Главные ошибки в финансовом воспитании ребенка

Одни родители, считая, что их дети слишком малы, полностью ограждают их от финансовых вопросов, другие напротив, измерят все в деньгах, и с малолетства прививают то, что деньги – это главное.

Как же вырастить финансово грамотную личность, и каких ошибок не стоит допускать, знакомя ребенка с понятием денег и их ценности.

Ошибка №1. Принимать бюджет семьи «за закрытыми дверями»

Считая, что, если ребенок еще сам не зарабатывает деньги, он не имеет право принимать участие в планировании семейных трат, родители обсуждают месячный бюджет без участия ребенка. В результате, когда у ребенка появляются свои деньги и ему нужно распланировать их на какой-то период, ребенок не умеет этого делать, ведь пример ему никто не показал.

Но чтобы ваши финансовые планы не были вынесены ребенком на всеобщее обозрение, нужно заранее договориться, что этот разговор останется в семейном кругу. А в случае распространения “банковской тайны” в следующий раз интересы ребенка во время планирования месячных расходов учтены не будут.

Ошибка №2. Контролировать карманные деньги

Смысл карманных денег в том, чтобы научить ребенка распоряжаться небольшим объемом финансов. И даже если он потратит свои средства неправильно, ничего страшного в этом не будет.

А вот если мама станет каждый день спрашивать, что покупал ребенок, а тем более ругать его за покупки, которые на ее взгляд совершенно не нужны, весь смысл финансового воспитания теряется. Ведь получается то же самое, как если бы вы выдавали деньги строго под расчет на ту или иную покупку.

Ошибка №3. Платить за оценки и домашние обязанности

На первый взгляд кажется, что оплата оценок или помощи по дому – это прекрасный стимул. Стараясь заработать в конце недели больше денег, ребенок будет активнее участвовать на уроках, старательнее выполнять домашние задания или у вас дома будет всегда идеальная чистота. Но оплата такой работы приводит к тому, что у ребенка создастся неправильная модель семьи. И даже став взрослым, он не захочет выполнять элементарные обязанности, ведь жена мужу не будет платить за вынесенный мусор, а дети маме не заплатят за приготовленный завтрак.

Хорошие отметки поощряйте походом на выходные в кино, а помощь по дому – совместным времяпрепровождением вечерами. Так семейные ценности укрепятся, а ребенку вы привьете мысль о том, что счастливая семья будет только в том случае, если каждый станет вносить посильный вклад в семейный быт.

Ошибка №4: Говорить ребенку, что нет денег

Чтобы отказать ребенку в очередном «купи» родители говорят, что сейчас нет денег. Но в то же время в том же магазине покупают то, что нужно им. Например, ребенок просит какую-то игрушку, мама небрежно отвечает: «Сейчас нет денег» и закрывает эту тему. Но ребенок воспринимает все буквально, и когда мама покупает вместо желаемой машинки порошок для стирки или колбасу, ребенок воспринимает ее слова как обман. Следовательно, сам учится врать и считает это нормой. Ведь модель поведения дети перенимают у родителей.

Если вы хотите отказать ребенку в его прихоти, объясните ему, что вы купите это потом, но не сегодня, потому что денег, которые вы взяли из дома, хватит только на запланированные покупки.

Ошибка №5: Требовать вклад в семейный бюджет

Когда подросток начинает зарабатывать свои первые деньги, в воспитательных целях родители начинают требовать внести лепту в семейный бюджет, якобы раз ты уже взрослый, давай часть денег на коммунальные услуги или прими финансовое участие в покупке продуктов питания. Такое поведение отобьет у ребенка желание зарабатывать вовсе, ведь вместе с доходами у него повышаются и расходы.

Приучайте ребенка оплачивать общие “приятности”. Например, пусть после получки оплатит себе и младшей сестричке поход в цирк или купит для всей семьи любимые лакомства. Так постепенно ребенок начнет принимать участие в финансовой жизни семьи и в скором будущем сам предложит внести часть в совместные расходы, ведь поймет, что быть финансово независимым это приятно.

На первый взгляд кажется, что оплата оценок или помощи по дому – это прекрасный стимул. Стараясь заработать в конце недели больше денег, ребенок будет активнее участвовать на уроках, старательнее выполнять домашние задания или у вас дома будет всегда идеальная чистота. Но оплата такой работы приводит к тому, что у ребенка создастся неправильная модель семьи. И даже став взрослым, он не захочет выполнять элементарные обязанности, ведь жена мужу не будет платить за вынесенный мусор, а дети маме не заплатят за приготовленный завтрак.

Добавить комментарий